СЛАВЯНСКИЕ БОГИ - 11 Октября 2010 - Блог - Персональный сайт у ОЛЬГИ
Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
21.02.2017
10:30

Мой сайт  " У Ольги "


Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
В мире прекрасного [31]
Интересное, необычное [18]
г.Тверь, Тверская область [5]
История, обычаи, религия... [6]
Народное творчество [7]
Кошки [2]
Гороскопы [4]
Архив записей
Главная » 2010 » Октябрь » 11 » СЛАВЯНСКИЕ БОГИ
22:05
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ

Славянские боги 

 

Леля
Леля - дочь
Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной
женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается
словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о
весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки,
справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из
подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ
проростающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни,
прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее
приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и
земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения.


Более
поздние - монотеистические религии - пытавшиеся абсолютизировать понятия
"добра" и "зла" (наверное, мечтавшие о всеобщей и
окончательной победе Инь над Янь ;-)) - естественно, записали всех этих
языческих богов в рязряд дьяволов, бесов и демонов - что, в общем-то, вполне
верно и логично (с ИХ точки зрения); впрочем, языческие боги этого никогда и не
скрывали. Все языческие боги всех народов были прямо объявлены "исчадиями
ада" и противопоставлены "Единому доброму богу" известных ныне
монорелигий. Произошло это потому, что языческие боги отвечали за Мир Сей, а по
монотеистическим концепциям, как известно, "Миром Сим правит Сатана",
соответственно, и все боги Мира Сего (они же - Силы Природы) - его слуги.
Объявив монополию на истину в последней инстанции, монобоги, возможно,
расуждали по принципу "кто не с нами, тот против нас".
Славяне-язычники же НЕ делили богов на однозначно добрых или злых, так как
представляли богов как личностей с уникальными и присущими только им
характерами, как личностей, у которых есть как достоинства, так и недостатки (с
точки зрения человека). Некоторые языческие боги, действительно, обладают
весьма "недобрым" характером. Однако, не кажется ли вам гораздо более
логичным обращаться не к "доброму" богу, чтобы он спасал от
"злого"; а к "злому" богу, чтобы он не трогал и оставил в
покое?...


"Второстепенными"
божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда
и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от
главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались
человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество
преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины
и до наших времен.


Вот
некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и
Полудица, Леший, Водяной.


Домовой -
это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома
было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом
уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору
времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Срубая деревья,
язычник-славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, и
исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца
уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя
приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка
закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные
изваяния богов. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он
представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По
нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались
поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте,
и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.
Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали
переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из
"малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы
"свой" мир становиться все более чужим и враждебным.


Дворовый и
Банник. Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее
доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник,
дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами -
попросту опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе не
что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное действию
недобро настроенных по отношению к человеку сил. О Баннике и в наши дни
рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но
очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой
воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане.
Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в
печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую
печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди
всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И
никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если
попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или
Домового: "Батюшка, Выручи!"


Луговик. Дух
лугов, народным представлением рисуемый как маленький зеленый человечек в
одежде из травы, который помогает косить травы во время сенокоса. Считается
дитем Полевика. Луговик бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит
траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и
сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвет.


Полевик.
Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые
угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими
"малыми" божествами - Полевиками, по народным представлениям,
призванным охранять хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого нрава;
любимое время - полдень. Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или косить
его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые
еще остаются на корню. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет.
Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на
"мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только
мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем
самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни
одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась
"женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле
часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного
с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если
не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а
старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что
Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.


Полудица.
Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было
переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго
присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли
себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой.
Полудицы побаивались: за несоблюдение обычия она могла наказать, и жестоко -
теперь мы называем это солнечным ударом.


Леший. За
оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад
жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от
самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в
огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил
немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть
готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском
языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может
предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за
маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута
наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет
ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший
может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного
круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая
природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы
человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень
обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в
лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.


ВоЛеля
(Ляля) - богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно
мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом
полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой
девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском
идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто
упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и
Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за
спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши,
Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей).дяной.
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим
хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по
преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались
"гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Вода -
как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй,
дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на
"вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню,
поставленную "без спросу" у Водяного - мы бы сказали теперь, без
знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как
существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса,
заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях
выглядит опаснее Лешего

Категория: История, обычаи, религия... | Просмотров: 1116 | Добавил: БЕРЕЗКА | Теги: интересно, мифология, СЛАВЯНСКИЕ БОГИ, ЛЕЛЯ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Облако тегов
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    Закладки

     Copyright MyCorp © 2017